Россияне и рынок фармакологии

09.07.2018

Много лет мы работаем в сегменте фармакологии и космецевтики. Мы выпустили множество проектов, в частности, для компании STADA CIS (Вайтсорб, Исмиген, Antral). В ходе подобных проектов мы изучаем конкретные категории и сегменты. На основании этого опыта мы увидели следующие закономерности и тенденции, которые важны для бизнеса.

Отношение к медицине

bad_doctor copy.jpg

Средний россиянин никогда не отличался вниманием к своему здоровью с точки зрения традиционной медицины. Мы все знаем много случаев, когда мужчина-россиянин идёт к врачу, когда уже терпеть дискомфорт невмоготу или истории про попытки самолечения онкологических заболевай. Исключение составляют пенсионеры, но это уже скорее одно из немногих развлечений пожилых людей, чем реальное внимание к своему здоровью. Приведем цифры:

Количество аптек

В каждом районе крупных городов России огромное количество аптек. Для наглядности предлагаю посмотреть сколько их на окраине Москвы в районе Новокосино:

apteka-1.jpg

в пешей доступности более 20 аптек. Что, мягко говоря, не мало.

Чтобы не фокусироваться только на Москве, а говорить про Россию, посмотрим что происходит на окраине Самары в районе Барбошиной поляны:

apteka-2.jpg

в пешей доступности около 15 аптек. Что тоже впечатляет.

Теперь сравним с Берлином:

apteka-Berlin copy.jpg

8 аптек.

И Нью-Йорком:

apteka-BNewYorkpsd copy.jpg

7 аптек. Но можно даже не считать – и так понятно насколько больше аптек в среднем районе города в России.

По данным на октябрь 2017 года в России стало на 15% больше аптечных точек за последние три года. За эти три года чаще всего открывались т.н. аптечные пункты, их количество выросло на 20%.

Самолечение
self-medicine copy.jpg

Для современного россиянина идти к врачу из-за каждого ОРВИ и даже гриппа странно, сложно и накладно по финансам. К врачам обращаются в случае затянувшихся заболеваний или возникших осложнений. Посещению врачей россияне предпочитают самолечение.

По совместному исследованию компании Bayer и ВЦИОМ в 2016 году: более 80% россиян не обращаются к врачам, если у них болит горло, живот или спина, а идут к фармацевту в аптеку.

Резюмирую выше сказанное, мы видим 3 тренда:

  • Доверие к врачам у россиян падает.
  • Подавляюще большинство россиян предпочитает лечить большое количество заболеваний самостоятельно с помощью фармацевтов в аптеках.
  • Количество аптек увеличивается.

Кто-то может нам возразить, что ожидается сокращение количества аптек из-за закона разрешающего продажу безрецептурных лекарств в обычных магазинах, но это не повлияет на наш прогноз — бизнесу в фарме нужно уделять большое внимание брендингу и дизайну упаковки в категории безрецептурных препаратов направленных на лечение гриппа, ОРВИ, повышения иммунитета и большого количества других заболеваний вроде гипертонии или проблем с почками.

Именно в места продаж будут приходить россияне за решением привычных недомоганий, а в этих местах продаж кроме рекомендаций фармацевтов будут работать брендинговые коммуникации.



Ссылки на использованный материал:
https://marketing.rbc.ru/articles/10210/
https://www.rbc.ru/economics/25/01/2018/5a69dc3b9a7947621f973468
http://tass.ru/obschestvo/4583735
https://iz.ru/649234/elina-khetagurova/v-rossii-uvelichilos-chislo-aptek
https://med.vesti.ru/novosti/obshhestvo-i-zakonodatelstvo/rossiyane-vybirayut-samolechenie/
http://expert.ru/2018/02/19/v-rossii-sokratyat-chislo-aptek/